Индийская и западная ветвь - душа и тело астрологии

Индийская и западная ветвь - душа и тело астрологии





Астрология о культуре искусстве



Астрологические мотивы в искусстве - тема, достойная отдельного исследования. Обозначим лишь основные точки соприкосновения искусства и астрологии.

Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения бывает "астрологичной". В первую очередь это относится к музыкальным произведениям. Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими представлениями о "гармонии сфер": считалось, что каждая из семи планет (включая Солнце и Луну) при своём движении издаёт звук определённой высоты, а благодаря одновременному движению всех светил возникает гармоническое звучание, т.е. звукоряд в одну октаву. "Гармония сфер" влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Под астрологическую концепцию "гармонии сфер" уже в античности был подведён фундамент физико-акустических теорий. Интересно, что подобная система была независимо создана и в Древнем Китае - с той лишь разницей, что в Китае использовалась пентатоника. Пять нот китайской гаммы соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким образом, музыка с древности базировалась на астрологических теориях.

Другие виды искусства также бывают связаны с астрологией. Как показал А.Кобзев, в Китае даже структура литературных произведений и их размещение на бумаге подчинялись астролого-нумерологическим закономерностям.

Интересный пример "астрологической формы" литературного произведения мы находим в творчестве известного немецкого мыслителя Рудольфа Штейнера. Тема "мирового гороскопа" и одновременно - космических вибраций, проявляющихся в словах человеческого языка, была мастерски воплощена Штейнером в форме 12-строфного стихотворения "Zwölf Stimmungen" ("12 настроений", или "12 звучаний"): 12 строф соотносятся с зодиакальными знаками, а в каждой строфе по 7 строк, посвящённых 7 видимым планетам: 1-я строка - солнечная, 2-я и 3-я посвящены внутренним планетам, Венере и Меркурию, средняя строка по смыслу связана с астрологическим смыслом Марса, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна, и в конце стоит строка Луны с соответствующим текстом, обратным первой солнечной строке, чем зафиксировано, что Луна отражает солнечный свет.

Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей - генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены астрологической символикой и обычно основывались на гороскопе новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского царя Петра I.

Доказано, что многие произведения архитекторов древности (прежде всего, различные храмы и святилища) имели структуру, обусловленную астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх миров: небесного, земного и подземного) или семи (по числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года. Египетские и американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические мотивы.

Особого обсуждения требует вопрос о взаимосвязи между астрологией и мифологией, которая, в свою очередь, лежит в основе многих художественных произведений. Как известно, мифологемы богов, именами которых названы планеты, составляют базис астрологических значений. С другой стороны, сами мифы (особенно астральные, космологические и календарные) содержат большое количество астрологических мотивов. Как известно, К.Г.Юнг указывал, что в мифах и астрологических символах содержатся одни и те же всеобщие архетипы. Этот выдающийся психолог считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифологии. Не углубляясь в данную проблему, отметим лишь, что знание астрологической парадигмы необходимо для культурологической "расшифровки" значительного числа произведений искусства, основанных на мифологии различных народов.

Приведём конкретный пример. В 1960-х гг. в Праге была обнаружена картина П.Рубенса "Пир богов на Олимпе". Встал вопрос о датировке картины. "И подсказка была найдена в самой картине: на ней изображено положение планет. Мантуйский герцог Гонзага в образе Юпитера, Посейдон с Солнцем и Венера с Амуром означают положение Юпитера, Венеры и Солнца в Зодиаке. Кроме того, видно, что Венера направляется к созвездию Рыб. Астрономы вычислили, что такое положение планет было приблизительно в дни зимнего солнцестояния в 1602 г. Так была проведена достаточно точная датировка картины. Но Рубенса - видного дипломата, знаменитого художника, трудно заподозрить в простом иллюстрировании звёздного атласа. Можно ли понять смысл его картины, если не знать астрологической символики?" [В.Вайсберг, "Лекции по астрологии"].

Знание астрологии открывает новые смысловые пласты ряда литературных произведений. Религиозные писания (в частности, тексты Авесты, Библии, Талмуда, Корана), творения Данте, Гриммельсгаузена, Шекспира, Кальдерона, Стендаля, В. Скотта и других писателей в художественной форме зачастую отображают астрологические концепции, господствовавшие в эпоху их написания. Как в литературе, так и в живописи, книжной миниатюре, музыке и скульптуре неоднократно создавались циклы, связанные со знаками Зодиака и астрологическим значением планет.

Существует и обратное воздействие искусства на астрологию. Так, многие астрологические произведения создавались в виде художественных произведений. К примеру, древнейший памятник римской астрологии - трактат Манилия "Астрономика" - написан в форме поэмы. Многие другие астрологические трактаты Древней Греции, Рима, эллинистического Египта и Индии также создавались в стихотворной форме. Наиболее знаменитое произведение, сочетающее в себе астрологическое содержание и художественную форму, - "Центурии" М.Нострадамуса. Они представляют собой четверостишия (катрены) с предсказаниями, объединённые в десять центурий (т.е. сотен).

Мы несомненно вправе констатировать наличие сложных связей между искусством и астрологией, которые существенно обогатили культуру многих народов мира.



Адрес заметки: http://astrospika.ru/post_1310824730.html


Обязательные для заполнения поля помечены карандашом


Ваш комментарий к статье:
cod
email при указании не будет опубликован.
Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически
Теги запрещены

Чаще всего читают:





Перейти на мою страницу в ФэйсбукеПерейти на мою страницу в Гугл +Перейти на мою страницу КонтактПерейти на мою страницу ТвиттерПерейти на мою страницу в одноклассниках